Повышение эффективности эксплуатации колесных пар подвижного состава
Аннотация
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на ликвидацию дефицита колес вагонов. Применяются методы теории упругости, теории пластичности, методы численного решения дифференциальных уравнений в частных производных (метод конечных элементов). Разработаны мероприятия, позволяющие снизить дефицит колес вагонов. Разработанные мероприятия позволят снизить потребность в колесах вагонов и таким образом уменьшить их дефицит без ущерба для безопасности движения поездов. Внедрение предлагаемых мероприятий может быть осуществлено путем внесения изменений в существующие нормативные документы и практически не требует затрат на их внедрение.
Ключевые слова
Об авторах
О. С. ВалинскийРоссия
Олег С. Валинский, д-р техн. наук, профессор кафедры «Электрическая тяга»;
заместитель генерального директора — начальник дирекции тяги
А. А. Воробьев
Россия
Александр А. Воробьев, д-р техн. наук, заведующий кафедрой «Наземные транспортно-технологические комплексы»
И. В. Федоров
Россия
Игорь В. Федоров, старший преподаватель кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство»
О. А. Конограй
Россия
Ольга А. Конограй, старший преподаватель кафедры «Логистика и коммерческая работа»
Э. Ю. Чистяков
Россия
Эдуард Ю. Чистяков, старший преподаватель кафедры «Строительные материалы и технологии»
Список литературы
1. Орлова, А. М. Библиографические исследования вопросов интенсивности износа и механизмов образования усталостного выкрашивания рабочей поверхности обода в зависимости от типа подвижного состава, осевой нагрузки, рельефа и профиля пути (прямые, кривые, подъёмы и уклоны), скоростей движения и пробега. Постановка задач для расчетных и экспериментальных исследований для профиля ГОСТ 10791: отчет по теме 80. Часть 1 / А. М. Орлова, А. А. Воробьев. — СПб.: ПГУПС, 2014. — 165 с.
2. ГОСТ 33783–2016. Колесные пары железнодорожного подвижного состава. Методы определения показателей прочности. — М.: Стандартинформ, 2016 г. — 68 с.
3. ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности железнодорожного подвижного состава — М.: ЗАО «Кодекс», 2018. — 66 с.
4. Орлова, А. М. Разработка расчетной методики оценки ресурса колес. Оценка ресурса колес ОАО «ВМЗ» с учетом результатов испытаний образов в зависимости от свойств материала, конструкционной скорости, осевой нагрузки, варианта репрезентативного маршрута и параметров промежуточных технологических обточек с целью восстановления профиля колеса. Сравнение результатов расчета ресурса колес с фактическими данными в условиях эксплуатации: отчет по теме 80. Часть 7 / А. М. Орлова, А. А. Воробьев. — СПб.: ПГУПС, 2017. — 23 с.
5. Воробьев, А. А. Прогнозирование ресурса и совершенствование технологии ремонта колес железнодорожного подвижного состава: дисс. на соискание учен. степени. д-ра техн. наук / А. А. Воробьев. — СПб.: ПГУПС, 2018. — 289 с.
6. ГОСТ 10791–2011. Колеса цельнокатанные. Технические условия. — М.: Стандартинформ, 2012. — 53 с.
7. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. РД ВНИИЖТ 27.05.01–2017. — М.: ВНИИЖТ, 2018. — 242 с.
8. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Протокол от 4–5 ноября 2015 г. № 63. — М.: Транспорт, 2015. — 281 с.
9. Воробьев, А. А. Испытания колесных сталей на износ и контактную усталость / А. А. Воробьев, Д. Е. Керенцев, И. В. Федоров. — Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2017. — Вып. 4. — С. 628–636..
10. Федоров, И. В. Исследование напряженного состояния в контакте «колесо — рельс» при наличии выщербины / И. В. Федоров, А. А. Воробьев, И. К. Самаркина, О. А. Конограй, Т. Г. Бунькова. — Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2019. — Т. 16. — Вып. 4. — С. 562–572.
11. Нормы расчета и проектирования вагонов, железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) с изменениями и дополнениями. — М.: ГосНИИВ–ВНИИЖТ, 1996. — 318 с.
12. Трушин, С. И. Метод конечных элементов. Теория и задачи: учеб. пособие / С. И. Трушин. — М.: «AGB», 2008. — 256 с.
13. Сакало, В. И. Контактные задачи железнодорожного транспорта / В. И. Сакало, В. С. Коссов. — М.: Машиностроение, 2004. — 496 с.
14. Филин, А. П. Прикладная механика твердого деформируемого тела. Том 1. Сопротивление материалов с элементами теории сплошных сред и строительной механики / А. П. Филин. — М.: Наука, Гл. ред. физ. — мат. лит., 1976. —832 с.
Рецензия
Для цитирования:
Валинский О.С., Воробьев А.А., Федоров И.В., Конограй О.А., Чистяков Э.Ю. Повышение эффективности эксплуатации колесных пар подвижного состава. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2022;(4-5):30-34.
For citation:
Valinsky O.S., Vorobyov A.A., Fedorov I.V., Konograi O.A., Chistyakov E.Yu. Increasing the rolling stock wheelset operation efficiency. Transport of the Russian Federation. 2022;(4-5):30-34. (In Russ.)