Preview

Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике

Расширенный поиск

Система мониторинга для обеспечения функциональной безопасности ответственного технологического процесса движения поездов

Аннотация

Обоснована необходимость использования данных, формируемых системами технической диагностики и мониторинга инфраструктуры железнодорожного транспорта, при решении задач обеспечения функциональной безопасности ответственного технологического процесса движения поездов. Разработана марковская модель, описывающая транспортный комплекс, предложен перспективный облик системы управления движением поездов, обеспечивающей интеграцию с системами мониторинга и технической диагностики. Сформулированы основные требования к перспективной системе управления движением поездов с учетом необходимости обеспечения интероперабельности сложных технических систем и технологических процессов.

Об авторах

Е. Н. Розенберг
АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС)
Россия

Ефим Н. Розенберг, д-р техн. наук, первый заместитель генерального директора.



З. Б. Хакиев
АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС)
Россия

Зелимхан Б. Хакиев, канд. физ.-мат. наук, заместитель начальника научно-технического комплекса интеллектуальных систем контроля и управления.



В. С. Кузьмин
АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС)
Россия

Владислав С. Кузьмин, ведущий специалист.



Список литературы

1. Румянцев С.В. Вождение поездов в системе интервального регулирования по технологии «виртуальная сцепка» // Локомотив. 2019. № 12 (756). С. 2–3.

2. Попов П.А., Кудряшов С.В. Переход к беспилотным поездам. Текущие вызовы и пути решения // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 11. С. 18–20.

3. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2020 г. Производственная безопасность и охрана труда. URL: https://ar2020.rzd.ru/ru/sustainable-development/health-safety.

4. Информационное письмо по случаю транспортного происшествия, допущенного 03.08.2021 на перегоне Алеур — Бушулей Забайкальской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». URL: https://uugzdn.tu.rostransnadzor.gov.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/novostiural/document/70920 (дата обращения 23.02.2024).

5. Меньшиков Н.А., Лебедев А.Е., Москвина Е.А., Иванов А.А. Обслуживание устройств ЖАТ по состоянию с применением систем диагностики // Автоматика, связь, информатика. 2016. № 9. С. 35–37.

6. Волчков А.А., Смирнов А.Н. Обслуживание по состоянию с использованием систем диагностики // Автоматика, связь, информатика. 2017. № 4. С. 39–42.

7. Лыков А.А., Ефанов Д.В., Власенко С.В. Техническое диагностирование и мониторинг состояния устройств ЖАТ // Транспорт РФ. 2012. № 5 (42). С. 67–72.

8. Ефанов Д.В. Интеллектуальный транспорт: интеграция средств мониторинга и управления // Автоматика, связь, информатика. 2019. № 7. С. 40–41.

9. Лисенков В.М. Безопасность технических средств в системах управления движением поездов. М.: Транспорт, 1992. 191 с.

10. Дугаржапова Д.Д., Онищенко А.А. Анализ систем интервального регулирования движения поездов в России и перспектив их модернизации // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2021. Т. 1. С. 160–164.

11. Зорин В.И. Развитие систем обеспечения безопасности и интервального регулирования движения поездов с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала // Вестн. ИПЕМ: Техника железных дорог. 2009. № 3 (7). С. 90–91.

12. Розенберг Е.Н. Технологические решения, обеспечивающие повышение эффективности управления перевозочным процессом // Вестн. ИПЕМ: Техника железных дорог. 2016. № 3 (35). С. 66–72.

13. Ким Н.В., Иванов Ю.А. Автоматическая система предотвращения столкновений локомотива, основанная на техническом зрении // Вестн. ИПЕМ: Техника железных дорог. 2013. № 1 (21). С. 67–70.

14. Охотников А.Л., Чернин М.А. Разработка систем для автономного подвижного состава // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 11. С. 21–24.

15. Кузнецов С.В., Зименков О.А. Синтез и реализация оптимальной структуры комплекса автоматики, сигнализации, связи и безопасности линии метрополитена. СПб.: Ассоциация вузиздат, 2018. 476 с.

16. Кузнецов С.В., Зименков О.А. Синтез перспективного комплекса обеспечения безопасности и управления движением поездов линии метрополитена и общие технические требования к его компонентам СПб.: Ассоциация вузиздат, 2021. 487 с. DOI 10.52565/9785911551230.

17. Охотников А.Л. Виды систем технического зрения, применяемые на железнодорожном транспорте // Наука и технологии железных дорог. 2020. Т. 4, № 4 (16). С. 77–87.

18. Долгов М.В., Веселов А.А., Бородуля В.О. Мониторинг технического состояния устройств ЖАТ // Транспорт РФ. 2006. № 5 (5). С. 88–89.

19. Шарко А.В. Автоматизация организации работ повысит эффективность // Автоматика, связь, информатика. 2022. № 2. С. 34–38.

20. Быкова Н.М., Зайнагабдинов Д.А. К вопросу мониторинга и прогнозирования поведения транспортных тоннелей при обеспечении их безопасности // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог: тр. всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, Иркутск, 15–17 мая 2008 г. Иркутск: ИрГУПС, 2009. С. 159–164.

21. Евдокименков В.Н., Красильщиков М. Н., Каляев И. А. и др. Система непрерывного мониторинга технического состояния элементов подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры: программно-математическое обеспечение и аппаратная реализация // ВКИТ. 2014. № 1 (115). С. 25–33. DOI 10.14489/vkit.2014.01.pp.025-033.

22. Хатламаджиян А.Е., Шаповалов В.В., Кудюкин В.В. и др. Комплексные системы диагностирования грузового подвижного состава // Тр. АО «НИИАС»: Сб. ст. М.: Т8 Издательские технологии, 2021. С. 108–117.

23. Кудрицкий В. Д., Синица М. А., ЧинаевП. И. Автоматизация контроля радиоэлектронной аппаратуры / под ред. П.И. Чинаева. М.: Сов. радио, 1977. 256 с.

24. Шубинский И.Б. Структурная надежность информационных систем. Методы анализа. Ульяновск: Печатный двор, 2012. 216 с.

25. Пат. № 2737815 C1 Российская Федерация, МПК B61B 1/00, B61L 17/00. Комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом (КСАУ СП): № 2020118726: заявл. 05.06.2020: опубл. 03.12.2020 / А.И. Даньшин, Ю. Ф. Золотарев, В. Р. Одикадзе [и др.]; заявитель АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте». 13 с.


Рецензия

Для цитирования:


Розенберг Е.Н., Хакиев З.Б., Кузьмин В.С. Система мониторинга для обеспечения функциональной безопасности ответственного технологического процесса движения поездов. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2024;(2):18-24.

For citation:


Rosenberg Ye.N., Hakiev Z.B., Kuzmin V.S. Monitoring System to Ensure Functional Safety of the Responsible Technological Process of Train Movement. Transport of the Russian Federation. 2024;(2):18-24. (In Russ.)

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-831Х (Print)
ISSN 2658-3674 (Online)