Monitoring System to Ensure Functional Safety of the Responsible Technological Process of Train Movement
Abstract
The necessity of using data generated by technical diagnostics and monitoring systems of railway infrastructure in solving problems of ensuring the functional safety of the responsible technological process of train movement is substantiated. A Markov model describing the transport complex is developed, and a prospective look of the train movement control system is proposed, ensuring integration with monitoring and technical diagnostics systems. The main requirements for the prospective train movement control system are formulated, taking into account the need to ensure interoperability of complex technical systems and technological processes.
About the Authors
Ye. N. RosenbergRussian Federation
Yefim N. Rosenberg, Dr. Sci. (engineering), First Deputy General Director.
Z. B. Hakiev
Russian Federation
Zelimkhan B. Hakiev, Cand. Sci.(physics and mathematics), Deputy Head of the Scientific and Technical Complex of Intelligent Control and Management Systems.
V. S. Kuzmin
Russian Federation
Vladislav S. Kuzmin, Lead specialist.
References
1. Румянцев С.В. Вождение поездов в системе интервального регулирования по технологии «виртуальная сцепка» // Локомотив. 2019. № 12 (756). С. 2–3.
2. Попов П.А., Кудряшов С.В. Переход к беспилотным поездам. Текущие вызовы и пути решения // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 11. С. 18–20.
3. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2020 г. Производственная безопасность и охрана труда. URL: https://ar2020.rzd.ru/ru/sustainable-development/health-safety.
4. Информационное письмо по случаю транспортного происшествия, допущенного 03.08.2021 на перегоне Алеур — Бушулей Забайкальской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». URL: https://uugzdn.tu.rostransnadzor.gov.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/novostiural/document/70920 (дата обращения 23.02.2024).
5. Меньшиков Н.А., Лебедев А.Е., Москвина Е.А., Иванов А.А. Обслуживание устройств ЖАТ по состоянию с применением систем диагностики // Автоматика, связь, информатика. 2016. № 9. С. 35–37.
6. Волчков А.А., Смирнов А.Н. Обслуживание по состоянию с использованием систем диагностики // Автоматика, связь, информатика. 2017. № 4. С. 39–42.
7. Лыков А.А., Ефанов Д.В., Власенко С.В. Техническое диагностирование и мониторинг состояния устройств ЖАТ // Транспорт РФ. 2012. № 5 (42). С. 67–72.
8. Ефанов Д.В. Интеллектуальный транспорт: интеграция средств мониторинга и управления // Автоматика, связь, информатика. 2019. № 7. С. 40–41.
9. Лисенков В.М. Безопасность технических средств в системах управления движением поездов. М.: Транспорт, 1992. 191 с.
10. Дугаржапова Д.Д., Онищенко А.А. Анализ систем интервального регулирования движения поездов в России и перспектив их модернизации // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2021. Т. 1. С. 160–164.
11. Зорин В.И. Развитие систем обеспечения безопасности и интервального регулирования движения поездов с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала // Вестн. ИПЕМ: Техника железных дорог. 2009. № 3 (7). С. 90–91.
12. Розенберг Е.Н. Технологические решения, обеспечивающие повышение эффективности управления перевозочным процессом // Вестн. ИПЕМ: Техника железных дорог. 2016. № 3 (35). С. 66–72.
13. Ким Н.В., Иванов Ю.А. Автоматическая система предотвращения столкновений локомотива, основанная на техническом зрении // Вестн. ИПЕМ: Техника железных дорог. 2013. № 1 (21). С. 67–70.
14. Охотников А.Л., Чернин М.А. Разработка систем для автономного подвижного состава // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 11. С. 21–24.
15. Кузнецов С.В., Зименков О.А. Синтез и реализация оптимальной структуры комплекса автоматики, сигнализации, связи и безопасности линии метрополитена. СПб.: Ассоциация вузиздат, 2018. 476 с.
16. Кузнецов С.В., Зименков О.А. Синтез перспективного комплекса обеспечения безопасности и управления движением поездов линии метрополитена и общие технические требования к его компонентам СПб.: Ассоциация вузиздат, 2021. 487 с. DOI 10.52565/9785911551230.
17. Охотников А.Л. Виды систем технического зрения, применяемые на железнодорожном транспорте // Наука и технологии железных дорог. 2020. Т. 4, № 4 (16). С. 77–87.
18. Долгов М.В., Веселов А.А., Бородуля В.О. Мониторинг технического состояния устройств ЖАТ // Транспорт РФ. 2006. № 5 (5). С. 88–89.
19. Шарко А.В. Автоматизация организации работ повысит эффективность // Автоматика, связь, информатика. 2022. № 2. С. 34–38.
20. Быкова Н.М., Зайнагабдинов Д.А. К вопросу мониторинга и прогнозирования поведения транспортных тоннелей при обеспечении их безопасности // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог: тр. всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, Иркутск, 15–17 мая 2008 г. Иркутск: ИрГУПС, 2009. С. 159–164.
21. Евдокименков В.Н., Красильщиков М. Н., Каляев И. А. и др. Система непрерывного мониторинга технического состояния элементов подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры: программно-математическое обеспечение и аппаратная реализация // ВКИТ. 2014. № 1 (115). С. 25–33. DOI 10.14489/vkit.2014.01.pp.025-033.
22. Хатламаджиян А.Е., Шаповалов В.В., Кудюкин В.В. и др. Комплексные системы диагностирования грузового подвижного состава // Тр. АО «НИИАС»: Сб. ст. М.: Т8 Издательские технологии, 2021. С. 108–117.
23. Кудрицкий В. Д., Синица М. А., Чинаев П. И. Автоматизация контроля радиоэлектронной аппаратуры / под ред. П.И.Чинаева. М.: Сов. радио, 1977. 256 с.
24. Шубинский И.Б. Структурная надежность информационных систем. Методы анализа. Ульяновск: Печатный двор, 2012. 216 с.
25. Пат. № 2737815 C1 Российская Федерация, МПК B61B 1/00, B61L 17/00. Комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом (КСАУ СП): № 2020118726: заявл. 05.06.2020: опубл. 03.12.2020 / А.И. Даньшин, Ю. Ф. Золотарев, В. Р. Одикадзе [и др.]; заявитель АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте». 13 с.
Review
For citations:
Rosenberg Ye.N., Hakiev Z.B., Kuzmin V.S. Monitoring System to Ensure Functional Safety of the Responsible Technological Process of Train Movement. Transport of the Russian Federation. 2024;(2):18-24. (In Russ.)