

Экономическая оценка перспектив развития высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры в России
Аннотация
На основании логико-аналитического метода экономической оценки транспортных проектов оценена перспектива развития высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры в России. Исследование макробарьеров реализации проектов ВСМ, тенденций железнодорожного строительства в России, механизмов инвестирования, социально-экономических эффектов от реализации проектов ВСМ и других аспектов позволяет дополнить научный инструментарий технико-экономического обоснования проектов высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры.
Об авторе
А. Д. РазуваевРоссия
Алексей Д. Разуваев, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика транспортной инфраструктуры и управление строительным бизнесом»
Список литературы
1. Транспорт (перевозки пассажиров; пассажирооборот). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения 05.01.2024).
2. Мачерет Д. А., Кудрявцева А.В. Проблема сбалансированности спроса и предложения грузовых железнодорожных перевозок // Экономика железных дорог. 2022. № 2. С. 13–24.
3. Мачерет Д. А., Разуваев А.Д. Макроэкономическая оценка инфраструктурного фактора обеспечения железнодорожных перевозок // Транспортное дело России. 2023. № 4. С. 31–33.
4. Транспорт (эксплуатационная длина и плотность железнодорожных путей общего пользования (с 2000 г.)). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения 05.01.2024).
5. Лапидус Б. М., МачеретД.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: КРАСАНД, 2014. 234 с.
6. Разуваев А.Д. Экономическая оценка создания, эволюции и стратегического развития транспортной инфраструктуры (на примере железнодорожного транспорта): моногр. М: Прометей, 2021. 286 с.
7. Разуваев А. Д., Цыпин П.Е. Оценка экономической эффективности строительства безбалластного пути на эстакадах // Экономика железных дорог. 2016. № 2. С. 81–85.
8. Разуваев А.Д. Методология экономической оценки сооружения транспортной инфраструктуры в мегаполисах // Транспорт РФ. 2019. № 4 (83). С. 18–21.
9. Мачерет Д. А., Разуваев А.Д. Экономическая оценка инновационных конструкций пути // Экономика железных дорог. 2016. № 11. С. 56–60.
10. Цыпин П. Е., Разуваев А.Д. Безбалластная конструкция пути: история, современность, перспективы развития в России // Транспорт РФ. 2018. № 1 (74). С. 66–70.
11. Савин А. В., Разуваев А.Д. Сферы применения безбалластного пути // Вестн. ИПЕМ: Техника железных дорог. 2016. № 3(35). С. 32–41.
12. Мачерет Д.А. Инвестиции государства в инфраструктуру: методология оценки // Мир транспорта. 2013. Т. 11, № 4 (48). С. 14–19.
13. Родченко В. А., Саркисов А.Э., ЗандарашвилиД.С. Государственно-частное партнерство — основа развития высокоскоростных магистралей в России // Евразийский союз ученых. 2015. № 2–5(11). С. 30–35.
14. Гавлин М.Л. Династия фон Мекк. «Железнодорожные короли» и меценаты. М.: Новый хронограф, 2016. 216 с.
15. Вульфов А. История железных дорог Российской империи. М.: Рипол Классик, 2016. 744 с.
16. Горбунов А. Не волшебная палочка // Эксперт. 2019. № 23. С. 48–51.
17. Железнодорожный транспорт. URL: http://government.ru/rugovclassifier/539/main/ (дата обращения 05.01.2024).
18. Убыточность пассажирских перевозок в пригородном сообщении является препятствием на пути к повышению их качества. URL: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?accessible=true&id=46141 (дата обращения 05.01.2024).
19. Лапидус Б.М. Будущее транспорта. Мировые тренды с проекцией на Россию. М.: Прометей, 2020. 226 с.
20. Мишарин А. С., Антонова Л.С. Развитие высокоскоростных технологий как фактор экономического роста страны и регионов // Экономика железных дорог. 2022. № 2. С. 25–34.
21. Мачерет Д.А. Экономические записки об отечественных железных дорогах // Отечественные записки. 2013. № 3 (54). С. 162–178.
22. Пятаев М.В. Региональные эффекты проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей // Мир транспорта. 2016. Т. 14, № 3(64). С. 132–141.
23. Мачерет Д. А., Разуваев А.Д. Экономические аспекты развития высокоскоростной транспортной инфраструктуры // Экономика железных дорог. 2018. № 6. С. 48–57.
24. Разуваев А. Д., Зандарашвили Д.С., Саркисов А.Э. Повышение эффективности строительства ВСМ // Экономика железных дорог. 2016. № 3. С. 86–94.
25. Бубнова Г. В., Федоров Ю.Н. Об эффектах специализации железнодорожных линий // Мир транспорта. 2012. Т. 10, № 6 (44). С. 62–69.
26. Мачерет Д.А. Оценка долгосрочной перспективности структуры грузовых железнодорожных перевозок // Вестн. ВНИИЖТ. 2021. Т. 80, № 4. С. 233–239.
27. Мачерет Д.А. Экономическое значение, тенденции и перспективы повышения скоростей движения на железнодорожном транспорте // Бюл. Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2013. № 2. С. 13–23.
28. Мачерет Д.А. Методологические проблемы экономических исследований на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. 2015. № 3. С. 12–26.
29. Мачерет Д.А. Неопределённость будущего как фундаментальная проблема долгосрочного развития транспорта // Мир транспорта. 2019. Т. 17, № 6 (85). С. 6–19.
30. Мачерет Д. А., Разуваев А.Д. Научные проблемы оценки экономической эффективности инвестиций в проекты транспортной инфраструктуры с длительным жизненным циклом // Бюл. ученого совета АО «ИЭРТ». 2020. № 5. С. 31–44.
31. История железнодорожного транспорта России Т. 1: 1836–1917 гг. СПб., 1994. 336 с.
32. Что нам стоит путь построить. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6224409?query=всм (дата обращения 05.01.2024).
33. Создание четырех ВСМ оценивается почти в 11 трлн рублей. URL: https://www.interfax.ru/russia/921643 (дата обращения 05.01.2024).
34. Как будет работать новая железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург. URL: https://www.vedomosti.ru/gorod/ourcity/articles/kak-novaya-zheleznayadoroga-iz-moskvi-v-sankt-peterburgsokraschaet-prostranstvo (дата обращения 05.01.2024).
35. Мишарин А.С. Высокоскоростной железнодорожный транспорт как ключевой фактор развития транспортной системы России // Транспорт РФ. 2015. № 7 (57). С. 7–10.
36. Мишарин А.С. Высокоскоростные магистрали — артерии российского гигаполиса // Транспорт РФ. 2016. № 2–3 (63–64). С. 7–10.
37. Саввов В.М. Актуальность сооружения высокоскоростной линии «Ленинград — Москва» // Проблемы развития высокоскоростного железнодорожного транспорта в СССР: материалы II конф. Ленинград, 1990. С. 32–34.
38. Зайцев А.А. Развитие скоростного движения на Октябрьской магистрали // Проблемы развития высокоскоростного железнодорожного транспорта в СССР: материалы II конф. Ленинград, 1990. С. 27–30.
39. Проблемы развития высокоскоростного железнодорожного транспорта в СССР: материалы II конф. Ленинград, 1990. 112 с.
40. Данильчик Л.Н.Технико-экономическое обоснование высокоскоростной линии // Проблемы развития высокоскоростного железнодорожного транспорта в СССР: материалы II конф. Ленинград, 1990. С. 34–38.
41. Лапидус Б.М. Социально-экономические предпосылки создания в России высокоскоростного железнодорожного сообщения // Бюл. Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». 2013. № 2. С. 9–12.
42. Гринемайер А. А., АникинИ.Б., Парфененко Р.Е., Изварин М.Ю. Перспективы развития сети высокоскоростных железных дорог в мире на ближайшее десятилетие // Изв. ПГУПС. 2022. Т. 19. Вып. 2. С. 259–265.
43. Разуваев А.Д. Методология оценки упущенных эффектов от отдаления строительства ВСМ // Экономика железных дорог. 2019. № 12. С. 30–39.
44. Мачерет Д. А., Разуваев А.Д., Ледней А.Ю. Обеспечение эффективной деятельности железнодорожного транспорта и решение задач устойчивого развития экономики // Наука и образование: будущее и цели Устойчивого развития: материалы XVI междунар. науч. конф. В 4 ч., Москва, 27 ноября 2020 г. Т. 3. Москва: Московский ун-т им. С.Ю.Витте, 2020. С. 234–246.
45. Родченко В. А., ЗандарашвилиД.С. Учет экологических факторов при развитии системы высокоскоростного железнодорожного движения // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 137–140.
46. Измайкова А.В. Экономическая оценка инновационно-ориентированного развития железнодорожного транспорта: дис. … канд. экон. наук. М., 2016. 182 с.
47. Мачерет Д. А., Кудрявцева А.В. Развитие методологии экономической оценки и отбора инноваций на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. 2023. № 6. С. 13–23.
48. Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года. М., 2015.
49. Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р.
50. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.
Рецензия
Для цитирования:
Разуваев А.Д. Экономическая оценка перспектив развития высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры в России. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2024;(1):38-43.
For citation:
Razuvaev A.D. Economic Evaluation of Prospects for High-Speed Railway Infrastructure Development in Russia. Transport of the Russian Federation. 2024;(1):38-43. (In Russ.)