

Оценка динамизма железнодорожного транспорта: ретроспективный анализ в свете современности
Аннотация
На основе данных конца XIX — начала XX вв. рассматриваются сравнительные характеристики развития крупнейших железнодорожных систем с точки зрения концепции динамизма. Предложен специальный подход к оценке производительности железнодорожных систем. Сделан вывод о том, что на рубеже веков развитие большинства крупнейших железнодорожных систем, а, значит, и мировой железнодорожной отрасли в целом, характеризовалось высоким динамизмом, обусловленным активным внедрением улучшающих инноваций. При этом российские железные дороги были среди лидеров по уровню динамизма.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. МачеретРоссия
Дмитрий А. Мачерет, д-р экон. наук, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор
Список литературы
1. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономический аспект эволюции железнодорожного транспорта // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 124–137.
2. Мачерет Д. А., Валеев Н. А., Кудрявцева А. В. Формирование железнодорожной сети: диффузия эпохальной инновации и экономический рост // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 1. С. 252–279.
3. Измайкова А. В. Экономическая оценка инновационно-ориентированного развития железнодорожного транспорта: дис.…канд. экон. наук.М., 2016. 182 с.
4. Григорьев Л. М., Морозкина А. К. Успешная неустойчивая индустриализация мира: 1880–1913. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. 176 с.
5. Давыдов М. А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте — Столыпина. СПб.: Алетейя, 2016. 1081 с.
6. Давыдов М. А. Модернизация Витте — Столыпина и ее специфика // Вопросы теоретической экономики. 2017. № 1. С. 109–131.
7. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе / пер. с англ. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 534 с.
8. Мачерет Д. А. Развитие железнодорожной сети и «большой экономический рывок» в России // Мир транспорта. 2022. Т. 20. № 5 (102). С. 104–112.
9. Phelps E. Mass Flourishing: How Grassroots Innovation Created Jobs, Challenge, and Change. Princeton University Press, Princeton,NJ, 2013, xii + 378 pp.
10. Мачерет Д. А. Производительность — фундаментальная основа экономической эффективности // Экономика железных дорог. 2010. № 7. С. 19–34.
11. Мачерет Д. А. О разработке системы комплексной оценки и повышения производительности использования производственных ресурсов по направлениям (трудовые ресурсы, инфраструктура, подвижной состав, энергоэффективность) // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2010. № 2. С. 3–23.
12. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Экономика транспортного пространства: методологические основы // Вестник ВНИИЖТ. 2012. № 2. С. 3–10.
13. Мачерет Д. А., Измайкова А. В. Новые показатели для оценки качества и эффективности работы железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. 2015. № 6. С. 30–35.
14. Статистический сборник МПС. Вып. 69. СПб.: Типография МПС, 1902. 308 с.
15. Статистический сборник МПС. Вып. 93. СПб.: Типография МПС, 1909. 410 с.
16. Статистический сборник МПС. Вып. 141. Часть III. Петроград: Типография МПС, 1917. 143 с.
17. Столетие железных дорог. М.: Транспечать, 1925. 261 с.
18. Тери Э. Экономическое преобразование России / пер. с фр. М.: РОССПЭН, 2008. 183 с.
19. Вольфсон Л. Я., Ледовской В. И., Шильников Н. С. Экономика транспорта. М.: Трансжелдориздат, 1941. 688 с.
20. Доббин Ф. Формирование промышленной политики: Соединённые Штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли / пер. с англ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 368 с.
21. Мачерет Д. А., Епишкин И. А. Взаимное влияние институциональных и транспортных факторов экономического развития: ретроспективный анализ // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9. № 4. С. 80–100.
22. Левин Д. Ю. История железнодорожного транспорта. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 414 с.
23. Разуваев А. Д. История развития сухопутной транспортной инфраструктуры: техническая база и экономические аспекты. Часть 2 // Мир транспорта. 2022. Т. 20. № 1 (98). С. 106–112.
24. Лукашев В. И. Научно-технический прогресс и экономическая эффективность транспортного производства (макроэкономическая оценка). М.: Интекст, 2003. 351 с.
25. Шадур Л. А. Развитие отечественного вагонного парка. М.: Транспорт, 1988. 279 с.
26. Сотников Е. А., Левин Д. Ю., Алексеев Г. А. История развития системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте (отечественный и зарубежный опыт). М.: Техинформ, 2007. 237 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мачерет Д.А. Оценка динамизма железнодорожного транспорта: ретроспективный анализ в свете современности. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2024;(6):17-20.
For citation:
Macheret D.A. Assessment of the Dynamism of Railway Transport: A Retrospective Analysis in the Light of Modernity. Transport of the Russian Federation. 2024;(6):17-20. (In Russ.)