Барьерная функция систем мониторинга в увязке с системами управления движением поездов
Аннотация
В статье описаны концептуальные принципы увязки систем технического диагностирования и мониторинга с системами управления движением поездов в части реализации барьерной функции, что направлено на совершенствование подходов к обеспечению безопасности перевозочного процесса. Показано, что системы железнодорожной автоматики и телемеханики не могут обеспечивать безопасность при достижении предельных состояний объектов железнодорожной инфраструктуры, с которыми они непосредственно не взаимодействуют. Предложено осуществлять автоматическую увязку систем с целью передачи информации о скоростных ограничениях при проследовании объекта диагностирования и мониторинга (вплоть до полной остановки) поездному диспетчеру и машинисту, что потребует совершенствования принципов построения систем технического диагностирования и мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры и модернизации нормативной базы.
Ключевые слова
Об авторах
Д. В. ЕфановРоссия
Дмитрий В. Ефанов, д-р техн. наук, доцент, зам. генерального директора по научно-исследовательской работе ООО НТЦ «Комплексные системы мониторинга», профессор Высшей школы транспорта Института машиностроения, материалов и транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» Российского университета транспорта
Г. В. Осадчий
Россия
Герман В. Осадчий, зам. генерального директора — главный инженер ООО НТЦ «Комплексные системы мониторинга», старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
И. А. Аганов
Россия
Игорь А. Аганов, генеральный директор
Список литературы
1. Ефанов, Д. В. Радиоцентрализация с распределенными вычислительными ресурсами и развитыми функциями самодиагностирования / Д. В. Ефанов, Г. В. Осадчий // Транспорт Российской Федерации. — 2021. — № 1–2. — С. 40–45.
2. Hahanov V. Cyber Physical Computing for IoT-driven Services. — New York : Springer International Publishing AG, 2018. — 279 p.
3. Ефанов, Д. В. Интеграция систем управления и мониторинга // Мир транспорта. — 2020. — Т. 18. — № 1. — С. 146–157.
4. Theeg G., Vlasenko S. Railway Signalling & Interlocking. — Germany, Leverkusen PMC Media House GmbH, 2020. — 552 p.
5. Сапожников, В. В. Методы построения безопасных микроэлектронных систем железнодорожной автоматики. / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, Х. А. Христов [и др.] — Москва : Транспорт, 1995. — 272 с.
6. Белишкина, Т. А. Особенности подтверждения соответствия требованиям безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики в переходный период после принятия технических регламентов Таможенного союза // Автоматика на транспорте. — 2016. — Т. 2. — № 2. — С. 208–227.
7. Белишкина, Т. А. Нормативная база как инструмент для обеспечения надежности и безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики / Т. А. Беликшина, О. А. Абрамов // Автоматика на транспорте. — 2018. — Т. 4. — № 4. — С. 540–560.
8. Markov D. S., Vasilenko M. N., Nasedkin O. A., Kotenko A. G., Manakov A. D., Belozerov V. L. Method for Assessing Probabilistic Reliability Estimation and Safety of Railway Automation Systems Redundant Structures // Proceedings of 18th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS’2020). — Varna, 2020. — P. 356–361.
9. Рязанов, В. Ю. Анализ подтверждения соответствия, обеспечение качества и безопасности микропроцессорных систем железнодорожной автоматики // Автоматика на транспорте. — 2020. — Т. 6. — № 4. — С. 435–465.
10. Сапожников, Вл. В. Исследование принципов построения электрической централизации малых станций с исключением опасных отказов : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. — Ленинград, 1969. — 200 с.
11. Сапожников, В. В. О защищенности однотактных схем управления от опасных отказов / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников // Железнодорожные системы автоматики и телемеханики с применением бесконтактных элементов : сб. трудов. — Ленинград : ЛИИЖТ, 1971. — С. 37–47.
12. Сапожников, В. В. О синтезе конечных автоматов с исключением опасных отказов / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников // Автоматика и телемеханика. — 1972. — № 8. — С. 93–99.
13. Лисенков, В. М. Статистическая теория безопасности движения поездов. — Москва : ВИНИТИ РАН, 1999. — 322 с.
14. Железнодорожный мост обрушился под Мурманском [Электронный ресурс] : https://www.dp.ru/a/2020/06/01/ZHeleznodorozhnij_most_obru (дата обращения: 01.06.2021 г.).
15. Park Y., Cho Y. H., Lee K., Jung H., Kim H., Kwon S., Park H. Development of an FPGA-based Online Condition Monitoring System for Railway Catenary Application // 8th World Congress on Railway Research, COEX, Seoul, Korea, 2008.
16. Yu J., Wu M. Development of a Detection System for the Catenary Vibration Monitoring // International Conference of Information Technology, Computer Engineering and Management Sciences, 2011. — Nanjing, Jiangsu, China. — Vol. 1. — P. 76–79.
17. Барч, Д. В. Совершенствование системы обслуживания устройств энергоснабжения на основе мониторинга и диагностики // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2012. — № 3. — С. 103–110.
18. Asada T. Novel Condition Monitoring Techniques Applied to Improve the Dependability of Railway Point Machines // University of Birmingham, UK, 2013. — 149 p.
19. Ефанов, Д. В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. — Санкт-Петербург : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. — 171 с.
20. Heidmann L. Smart Point Machines: Paving the Way for Predictive Maintenance // Signal+Draht. — 2018 (110). — № 9. — P. 70–75.
21. Kassa E., Skavhaug A., Kaynia A. M. Monitoring of Switches & Crossing (Tornouts) and Tracks. — Decision Support Tool for Rail Infrastructure, EU Project. — № 636285. — 41 p.
22. Efanov D. V., Osadchy G. V., Barch D. V., Belyi A. Permanent Monitoring Systems of the Contact-Wire of Railroad Catenary: the Main Tasks of Implementation // Proceedings of 17th IEEE EastWest Design & Test Symposium (EWDTS’2019), Batumi, Georgia, 2019. — P. 484–487.
23. Сапожников, В. В., Сапожников Вл.В., Ефанов Д. В. Основы теории надежности и технической диагностики / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, Д. В. Ефанов — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 588 с.
24. Ефанов, Д. В. Интеграция систем непрерывного мониторинга и управления движением на железнодорожном транспорте // Транспорт Российской Федерации. — 2017. — № 4. — С. 62–65.
25. Ефанов, Д. В. Универсальные системы мониторинга как жизненно важные составляющие высокоимунных транспортных систем / Д. В. Ефанов, Г. В. Осадчий, Д. Г. Плотников [и др.] // Транспорт Российской Федерации. — 2020. — № 5. — С. 20–26.
Рецензия
Для цитирования:
Ефанов Д.В., Осадчий Г.В., Аганов И.А. Барьерная функция систем мониторинга в увязке с системами управления движением поездов. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2021;(3):51-56.
For citation:
Efanov D.V., Osadchii G.V., Aganov I.A. Barrier function of the monitoring systems in connection with train movement management systems. Transport of the Russian Federation. 2021;(3):51-56. (In Russ.)