Preview

Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике

Расширенный поиск

Сходства и различия базовых подходов к вопросам взаимодействия колеса и рельса на отечественных и иностранных железных дорогах

Аннотация

Рассмотрены первичные вопросы взаимодействия колесных пар подвижного состава с рельсами с точки зрения особенностей этой проблемы на железных дорогах России и мира. Проанализированы сходства и различия конструкций подвижного состава и путевой инфраструктуры, технологий и условий эксплуатации. Выявлены общие базисы, исследовано пятно контакта колеса и рельса, рассмотрено влияние на него профилей катания колеса. Сделаны выводы о необходимости применения комплексного подхода к решению проблемы для формирования единой всесторонней теории взаимодействия, охватывающей все аспекты контактирования колесных пар с рельсами.

Об авторах

А. Н. Антропов
Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)
Россия

Александр Н. Антропов, канд. техн. наук, доцент кафедры «Вагоны».



Т. А. Антропова
Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)
Россия

Татьяна А. Антропова, доцент кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей».



К. М. Колясов
Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)
Россия

Константин М. Колясов, канд. техн. наук, доцент кафедры «Вагоны».



Список литературы

1. Федорова В. И., Назаров И. В., Горский Д. В. Анализ состояния пути восточного полигона с применением цифрового грузового вагона V.1.0. в рамках оптимизации взаимодействия системы колесо-рельс // Сборник материалов конференции: II Международная конференция «Наука 1520 ВНИИЖТ: Загляни зa горизонт». М., 2023. С. 275–283.

2. Huesmann H., Beck A. Система колесорельс с точки зрения путевого хозяйства // Железные дороги мира. 2005. № 10. С. 12.

3. Ehsan Evazzadeh. Influence of unsupported sleepers on the wheel-rail interaction // International Journal of Science and Engineering Applications. 2024. Pp. 40–43.

4. Kaiser I., Strano S., Terzo M., Tordela C. Anti-yaw damping monitoring of railway secondary suspension through a nonlinear constrained approach integrated with a randomly variable wheelrail interaction // Mechanical Systems and Signal Processing. 2021. Vol. 146. P. 107040.

5. Molatefi H., Mazraeh A., Shadfar M., Yazdani H. Advances in Iran railway wheel wear management: a practical approach for selection of wheel profile using numerical methods and comprehensive field tests // Wear. 2019. Vol. 426–427. Pp. 97–110.

6. Гаврилов Б. И., Воробьев А. А. Анализ исследований в области взаимодействия пары «колесо-рельс» // Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции «Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития». Уфа, 2023. С. 228–236.

7. Scherbak P. N., Shapovalov V. V., Boiko N. I. et al. Interaction conditions improvement in the system «wheel-rail» // International Journal of Applied Engineering Research. 2016.Vol. 11.№ 23. Pp. 11442–11447.

8. Сосновский Л. А., Сенько В. И. Проблема колесо — рельс с позиций трибофатики // Железнодорожный транспорт. 2007. № 3. С. 38–44.

9. Keropyan A., Gorbatyuk S., Gerasimova A. Tribotechnical aspects of wheel-rail system interaction // International Conference on Industrial Engineering (ICIE 2017). 2017. Pp. 564–569. (Procedia Engineering).

10. Никитин Д. Н., Новачук Я. А. Анализ механизма взаимодействия системы «колесо-рельс» // Транспорт АзиатскоТихоокеанского региона. 2015. № 2 (4). С. 26–29.

11. Butini E., Marini L., Meacci M. et al. An innovative model for the prediction of wheel-rail and rolling contact fatigue // Wear. 2019. Vol. 436–437. P. 203025.

12. Канаев А. Т., Молдахметова А. Е., Богомолов А. В. Оптимальное соотношение твердостей колесной и рельсовой стали, обеспечивающее минимальный износ пары трения «колесо-рельс» // Вестник машиностроения. 2023. Т. 102. № 8. С. 631–636.

13. Новачук Я. А., Никитин Д. Н., Тепляков А. Н., Коблов Р. В. Актуализированная теория скорости взаимодействия колес с рельсами // ТранспортАзиатскоТихоокеанского региона.2019.№ 1 (18). С. 16–23.

14. Six K., Meierhofer A., Müller G., Dietmaier P. Physical processes in wheel-rail contact and its implications on vehicle — track interaction // Vehicle System Dynamics. 2015. Vol. 53. № 5. Pp. 635–650.

15. Оптимизация взаимодействия колес с рельсами // Железные дороги мира. 2020. № 10. С. 76–80.

16. Филиппов О. К. Проблема колесо-рельс: нерешенные вопросы // Путь и путевое хозяйство. 2008. № 6. С. 8–9.

17. 红军 刘. Influence of wheelset elastic vibration mode order on wheel-rail dynamic interaction of heavy-haul freight wagon // Dynamical Systems and Control.2021.Vol.10.№ 02.Pp.106–119

18. Щербаков С. С.,Насань О. А. Напряженно-деформированное состояние и объемная повреждаемость в окрестности контактного взаимодействия в трибофатической системе колесо/рельс с учетом неконтактного деформирования рельса // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. 2016.№ 1 (32).С.234–247

19. Zambrano O. A., Tressia G., Souza R. M. Failure analysis of a crossing rail made of hadfield steel after severe plastic deformation indused by wheelrail interaction // Engineering Failure Analysis. 2020. Vol. 115. P. 104621.

20. Мещерякова А. Р., Цуканов И. Ю. Влияние смятия в зоне сварных стыков рельсового пути на контактное взаимодействие в системе «колесо-рельс» // Трение и износ. 2022. Т. 43. № 2. С. 192–201.


Рецензия

Для цитирования:


Антропов А.Н., Антропова Т.А., Колясов К.М. Сходства и различия базовых подходов к вопросам взаимодействия колеса и рельса на отечественных и иностранных железных дорогах. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2025;(3):52-55.

For citation:


Antropov A.N., Antropova T.A., Kolyasov K.M. Similarities and Differences in Fundamental Approaches to Wheel–Rail Interaction on Russian and Foreign Railways. Transport of the Russian Federation. 2025;(3):52-55. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-831Х (Print)
ISSN 2658-3674 (Online)