Конкурентоспособность транспортных университетов: перспективы вхождения в международные рейтинги
Аннотация
В статье представлен анализ методологии международных рейтингов вузов. Дано определение и оценка связи между положением российских вузов в рейтингах и такими ключевыми показателями, как отношение дохода организации из всех источников в пересчете на одного студента и среднее соотношение количества студентов вуза на одного научно-педагогического работника (НПР), а также моделирование позиций транспортных вузов в институциональных международных рейтингах (в случае обеспечения входных критериев). Для анализа данных построены зависимости в виде линейной аддитивной модели и нелинейной мультипликативной модели. Полученные результаты позволяют сделать выводы о наличии высокой связи между вышеуказанными переменными : позиция в рейтинге тем выше, чем выше доход на одного студента и меньше соотношение «студент / НПР». Также велико влияние результатов применения экспертных оценок на силу корреляционной связи и итогового положения вуза в международных рейтингах. Транспортные вузы при сегодняшней доходной базе и соотношении «студент / НПР» имеют невысокие шансы попадания в топ-500 лучших образовательных организаций мира.
Об авторах
А. Ю. ПанычевРоссия
Александр Ю. Панычев, канд. экон. наук, доцент, ректор
В. А. Черняева
Россия
Виктория А. Черняева, канд. техн. наук, доцент, начальник Управления качества, лицензирования и аккредитации
Список литературы
1. Методика академического рейтинга университетов мира ARWU 2020 года. Перевод ФГАНУ «Социоцентр».
2. Методология институционального рейтинга Times Higher Education 2020/2021 года. Перевод ФГАНУ «Социоцентр».
3. Методология предметного рейтинга QS World University Rankings 2021 года. Перевод ФГАНУ «Социоцентр».
4. Косьмин, А. Д. Гармонизация телеологических механизмов рынка и государства как условие социально-экономического прогресса / А. Д. Косьмин, Е. А. Косьмина. — Москва, 2017.
5. Донецкая, С. С. Реформирование высшего образования в Китае: современные итоги / С. С. Долецкая, Цзяньнань Цзи // Высшее образование в России. — 2018. — № 12.
6. Ендовицкий, Д. А. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ / Д. А. Ендовицкий, В. В. Коротких, М. В. Воронова // Высшее образование в России. — 2020. — № 2.
7. Ehrenberg R. G. Econometric studies of higher education // Journal of Econometrics. — 2004. — Vol. 121. — № 1–2.
8. Sowter B., Reggio D., Hijazi S. QS World University Rankings // Research Analytics: Boosting University Productivity and Competitiveness through Scientometrics. — 2017.
9. Якорева, А. Проплаченные статьи и псевдоконференции: как вузы пытаются повысить свои рейтинги. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/09/810746-proplachennie-stati-i-psevdokonferentsii-kak-vuzi-pitayutsya-povisit-svoi-reitingi (дата обращения: 5.07.2021 г.).
10. Черепанова, Ю. Незачет по заданию // Forbes. — 2021. — № 7 (208).
11. URL: https://monitoring.miccedu.ru (дата обращения: 5.07.2021 г.).
Рецензия
Для цитирования:
Панычев А.Ю., Черняева В.А. Конкурентоспособность транспортных университетов: перспективы вхождения в международные рейтинги. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2021;(3):9-15.
For citation:
Panychev A.I., Cherniaeva V.A. Competitiveness of transport universities: prospects of entering international ratings. Transport of the Russian Federation. 2021;(3):9-15. (In Russ.)