Результаты использования альтернативных видов топлива для дизелей тепловозов
Аннотация
Приводятся результаты измерений мощностно-экономических параметров работы дизельных двигателей на различных видах топлива. При работе дизеля серии Д242 по газодизельному циклу максимальное снижение удельного эффективного расхода топлива составило 14%. При работе дизеля ПД‑1М серии Д50 удалось достичь замещение газом 94%, а максимальное снижение удельного эффективного расхода дизтоплива составило 276 г/кВт⋅ч. Использование водорода в качестве добавки к заряду воздуха при работе на номинальном режиме дизеля серии Д242 позволяет достичь снижения удельного эффективного расхода топлива на 10% при 5%-ном замещении. Использования биотоплива на основе смеси дизтоплива и спирта показали увеличение на 3–7 г/кВт⋅ч в зависимости от состава.
Об авторах
С. В. ТишуковРоссия
Сергей В. Тишуков, канд. техн. наук, директор Института транспортного строительства и подвижного состава.
А. В. Муратов
Россия
Алексей В. Муратов, канд. техн. наук, заведующий кафедрой «Тяговый подвижной состав».
Д. С. Бардин
Россия
Денис С. Бардин, машинист-инструктор эксплуатационного депо «Самара».
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения». URL: https://www.mintrans.ru/activities/gos-progs/11/13/documents (дата обращения: 12.12.2024).
2. Марков В. А., Иващенко Н. А., Девянин С. Н., Нагорнов С. А. Использование растительных масел и топлив на их основе в дизельных двигателях: монография. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011. 536 с.
3. Евстифеев А. А., Балашов М. Л. Методика определения границы экономической эффективности перехода на природный газ в качестве моторного топлива // Транспорт на альтернативном топливе. 2013. № 2. С. 4–5.
4. Носырев Д. Я., Муратов А. В., Петухов С. А. Перспективы и проблемы применения водорода в локомотивных энергетических установках: монография. Самара: СамГУПС, 2014. 112 с.
5. Кавтарадзе Р. З. Теплофизические процессы в дизелях, конвертированных на природный газ и водород.М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 238 с.
6. Кутенев В. Ф. Создание энергетических установок многоцелевого назначения, работающих на альтернативных топливах: Отчет о НИР по этапу 1. Государственный контракт от «12» июля 2005 г. No 02.447.11.5012. Номер государственной регистрации.№ 01.20.0508372 «НАМИ». М., 2005. 216 с.
7. Муратов А. В. Концепция использования альтернативных видов топлива в энергетических установках тягового автономного подвижного состава // Вестник транспорта Поволжья. 2020. № 4 (82). С. 71–76. EDN: UVHGSX.
8. Миренкова Е. А. Улучшение энергетических, экологических и экономических показателей силовых установок, работающих на альтернативных топливах, полученных из природного газа: дис. … канд. техн. наук. М.: Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», 2019. 170 с.
9. Теренченко А. С. Проведение исследования эколого-экономической эффективности перевода части муниципального автобусного парка на компримированный природный газ и части грузового автомобильного парка на диметиловый эфир: Отчет о НИР. М., 2006. 112 с.
10. Муратов, А. В., Ляшенко В. В. Особенности работы газодизельных двигателей. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2021. 99 с. EDN: PHZJHE.
11. Носырев Д. Я., Росляков А. Д., Муратов А. В. и др. Перспективы и проблемы применения альтернативных видов топлива в локомотивных энергетических установках. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2009. 117 с. EDN: QNWKBH.
Рецензия
Для цитирования:
Тишуков С.В., Муратов А.В., Бардин Д.С. Результаты использования альтернативных видов топлива для дизелей тепловозов. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2025;(2):49-52.
For citation:
Tishukov S.V., Muratov A.V., Bardin D.S. Results of Using Alternative Fuels for Locomotive Diesel Engines. Transport of the Russian Federation. 2025;(2):49-52. (In Russ.)








