АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ
Рассмотрены некоторые зарубежные и российские проекты, касающиеся перспектив развития различных видов транспорта: легковых автомобилей, беспилотных такси, общественного наземного транспорта, скоростных железнодорожных поездов, авиатранспорта, использующих новые более чистые в экологическом плане виды топлива: электричество, биотопливо, солнечную и ветровую энергию.
ПРАВО
Проанализирована определяемая действующими нормативными документами терминология в области смешанных перевозок. Сформулированы основные критерии, характеризующие рассматриваемые термины. С их учетом по трем определениям разработаны сравнительные таблицы, демонстрирующие расхождения в трактовке применяемых терминов. В результате обобщения совпадающих критериев предложен вариант рассмотренных определений перевозок: прямой смешанной, мультимодальной и интермодальной. Исследование подтвердило наличие расхождений в наборе критериев, характеризующих используемые в области смешанных перевозок термины. Сравнительные таблицы рекомендуются для использования в качестве основы для формирования единой терминологической базы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Представлены результаты работ по внедрению инновационной технологии интервального регулирования движения поездов «виртуальная сцепка». Рассматриваются технико-технологические решения и аппаратно-программные средства, позволяющие с использованием ВСЦ по цифровому радиоканалу и интеллектуальных систем автоведения реализовать движение поездопотоков с минимальными интервалами при условии соблюдения требований по безопасности движения. Приведены результаты испытаний и подконтрольной эксплуатации внедренных технологий на примере Восточного полигона сети железных дорог ОАО «РЖД» в 2019–2023 гг., а также достигнутые при этом социально-экономические эффекты. Сделан вывод о перспективности применения наукоемких технико-технологических решений типа «виртуальная сцепка» для повышения пропускной способности железных дорог на существующей инфраструктуре.
Описываются особенности оснащения транспортного перехода через Керченский пролив (Крымского моста) современной системой мониторинга инженерных конструкций и сооружений. Целью такой разработки являлось создание мощной информационной системы для получения объективных данных о техническом состоянии данного стратегически важного для страны объекта. Приводится описание основных особенностей реализованных систем. Освещены нюансы эксплуатации систем мониторинга на автомобильном и железнодорожном переходах. Отмечены пути совершенствования принципов эксплуатации установленных систем, а также развития самой технологии мониторинга на данном уникальном техническом сооружении.
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Рассматривается решение транспортной задачи с нечеткими потребностями в случае дефицита запасов. Подобная постановка задачи и способ ее решения относятся к классу мягких вычислений. Используются методы оптимизации решений на основе нечетких множеств и нечеткой логики. Определяются суммарные объемы поставок, при которых совместная потребность оказывается удовлетворенной в наибольшей степени. Вычисляется оптимальный транспортный план, обеспечивающий полученные суммарные объемы поставок и минимальные затраты.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Чтобы добиться устойчивого развития, опираясь на цели и задачи, сформулированные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», необходимо решить задачи в области защиты окружающей среды, социальной политики и корпоративного управления. В статье рассмотрены вопросы культуры безопасности как составной части устойчивого развития на транспорте. Культура безопасности на транспортных объектах является элементом достижения целей устойчивого развития и самостоятельным компонентом социального и экологического развития.
ИНФРАСТРУКТУРА
Предлагается способ укладки и конструкция оперативного развертывания железнодорожного пути с применением устройств подрельсового основания и мерных рельсов оригинальной конструкции с применением вязкоупругих элементы типа Максвелла и Кельвина–Фойхта. Способ основан на предположении, что железнодорожный путь преобразуется из последовательно соединенных упругих элементов верхнего строения в вязкоупругую конструкцию.
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
Целью работы является выбор жесткости на сдвиг в горизонтальной плоскости поперечной связи боковых рам скоростной тележки грузового вагона с конструкционной скоростью 140 км/ч по условию устойчивости тележки и по требованиям прочности и надежности упругого элемента. Сравниваются результаты расчета параметров упругого элемента поперечных шарнирных балок с несколькими вариантами жесткости на сдвиг в горизонтальной плоскости. Дана оценка устойчивости скоростной тележки методом цифрового моделирования в программном комплексе «Универсальный механизм». Определено минимальное значение жесткости на сдвиг в горизонтальной плоскости, которое должны обеспечивать поперечные связи боковых рам скоростной тележки грузового вагона. Даны рекомендации по твердости и размерам втулки шарнира поперечных балок. Показаны результаты влияния введения дополнительной связи между боковыми рамами тележки на ее динамические качества.
Рассмотрены результаты мониторинга отказов тормозного оборудования грузовых вагонов за 2022 г. по Северной железной дороге. Эти данные сопоставлены с аналогичными показателями по всей сети дорог ОАО «РЖД». Показано, что основным видом отказов тормозной системы грузового вагона является потеря работоспособности воздухораспределителя. Вместе с отказами тормозной магистрали и арматуры тормозного оборудования они составляют от 82 до 87% от общего числа отказов. Основными причинами неисправности воздухораспределителя являются потеря работоспособности герметизирующих резинотехнических элементов (разрыв, расслоение, надрыв и т.п.) и просадка пружин. На основании анализа данных по отказам выбрана расчетная схема надежности тормозной системы грузового вагона.
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНИКА
Проанализированы существующие конструкции фитинговых упоров, устанавливаемых на специализированные вагоны платформы для крепления крупнотоннажных контейнеров, возможные варианты их закрепления, способы контроля технического состояния упоров. Представлены классификация конструкций упоров с точки зрения трех основных общих признаков, варианты закрепления контейнеров от падения при воздействии сильных ветровых нагрузок. Рассмотрены методики контроля технического состояния фитинговых упоров, в том числе инновационные (с использованием видеоэндоскопов). Отмечена невозможность обеспечить безопасность перевозок применяемыми конструкциями упоров и вариантами закрепления контейнеров во избежание падения, что требует конструктивных решений данной проблемы.
ЭКОЛОГИЯ
Анализируется опыт применения онлайн информации электронно-цифровых средств видеофиксации структуры и интенсивности транспортных потоков улично-дорожной сети Санкт-Петербурга для расчетного прогнозирования загрязнения воздуха в периоды чрезвычайного экологически опасного сочетания транспортно-метеорологических условий: часы пик суточного автомобильного движения колесных транспортных средств, температурные приземные инверсии при слабой ветровой нагрузке. Разработанная автором методика применена в действующем нормативном региональном документе Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга.
ISSN 2658-3674 (Online)