ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ
Обосновывается, что после более чем 20-летнего реформирования железнодорожного транспорта в РФ цели и задачи по привлечению инвестиций в обновление парка грузовых вагонов и вагонное хозяйство, а также в вагоностроение были выполнены и даже перевыполнены. Вместе с тем развитие конкурентных рынков в сфере перевозок грузов имело место, но в ограниченных масштабах (предоставление вагонов, оказание ремонтных услуг).
ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ
В сфере организации управления перевозочным процессом представлена постановка задачи технологического решения , позволяющего выделить лучший вариант транспортировки из рассматриваемых маршрутов. Для оценки рациональности маршрутов и выбора лучшего из них использован комплексный подход, учитывающий широкий спектр критериев, характеризующих основные особенности данного вида перевозочного процесса, ограничение параметров транспорта и требований владельца груза.
IT-ТЕХНОЛОГИИ
В Петербургском метрополитене взят курс на разработку и реализацию проекта, бизнес-модель которого для всех участников перевозочного процесса обеспечивала бы в оптимальной форме и в полном объеме сохранение и обмен данными об эксплуатируемых объектах инфраструктуры и самом перевозочном процессе на всех стадиях жизненного цикла метрополитена как объекта внеуличного транспорта. Такой бизнес-моделью стала концепция «Единого диспетчерского центра Санкт-Петербургского метрополитена» (ЕДЦМ).
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ
Выявлены основные проблемы существующей организации высокоскоростного сообщения в России, предложены варианты решения заявленных проблем и пути их осуществления, представлены технические решения для модернизации подвижного состава, эксплуатируемого на линии Санкт-Петербург — Москва, перечислены преимущества высокоскоростных поездов повышенной составности, доказана экономическая эффективность внесения изменений в схему формирования электропоезда «Сапсан».
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНИКА
Разработана методика, позволяющая рассчитывать коэффициент сцепления, учитывающий применение активатора трения в системе «колесо электровоза—рельс» в вероятностной постановке. С помощью предлагаемой методики можно модифицировать эмпирическую зависимость, приведенную в «Правилах тяговых расчетов для поездной работы» для расчета коэффициента сцепления при применении разного вида модификаторов трения. Расчет выполнен на примере использования модификатора трения на основе термореактивных эпоксидных смол.
ПЕРЕВОЗКИ
Выявлены проблемы функционирования железнодорожного транспорта в период пандемии, разработаны направления их решения путем развития мультимодальных перевозок. Основным научным результатом являются рекомендации по развитию мультимодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта, сформированные с учетом текущих проблем и глобальных трендов развития транспортных систем. Обосновано, что устойчивое развитие железнодорожного транспорта возможно только при условии его интеграции в бесшовные транспортные системы регионов и городов.
Выявлено, что сезонная неравномерность погрузки грузов на железнодорожном транспорте имеет тенденцию к снижению как в целом, так и по отдельным родам грузов, а в сложившейся структуре погрузки доминируют грузы, характеризующиеся низкой сезонной неравномерностью. Это способствует оптимизации эксплуатационных затрат, интенсивному использованию железнодорожной инфраструктуры и повышению доходов отрасли. Сделан вывод о целесообразности повышения равномерности грузовых перевозок с использованием как тарифных, так и организационно-технологических мер.
ЛОГИСТИКА
Рассмотрены методологические основы расчёта темпа производства транспортной продукции в авиационной транспортно-логистической системе с применением дискретнособытийной имитационной модели (ДСИМ) обслуживания пассажиров в авиационном транспортно-логистическом узле (АвиаТЛУ). Проведены расчёты целевой функции управления движением транспортных средств при производстве транспортной продукции во времени. Обоснована необходимость минимизации организационного времени в АвиаТЛУ с целью повышения темпа производства транспортной продукции АвиаТЛС.
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
Предложен расчетно-экспериментальный способ определения основного сопротивления движению грузовых вагонов, позволяющий существенно снизить стоимость испытаний и включающий определение механической компоненты сопротивления движению экспериментальным методом скатывания, аэродинамической компоненты — расчетом на цифровых моделях. Данную зависимость предлагается определять при постановке на производство и сертификации при одновременном проведении тормозных испытаний вагонов. Определены показатели сопротивления полувагона модели 12–196–01.
ЭКОЛОГИЯ
Исследовано опасное загрязнение воздуха промышленностью и транспортом за период 2010–2019 гг. в городах Заполярья России. Установлено, что препятствием на пути решения проблемы для транспорта может оказаться низкая эффективность нейтрализаторов двигателей на малых нагрузках при отрицательных температурах. Предложена методика расчета выбросов поллютантов с отработавшими газами транспорта экологических классов Евро 3 — Евро 5 для климатических условий Арктики. Теоретический подход верифицирован с использованием данных экспериментов на транспорте, актуальных для северных регионов России моделей.
ISSN 2658-3674 (Online)