ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ
Рассматривается стратегия управления развитием МТК «Север —Юг» — крупномасштабной системы, в результате которой Россия становится одним из мировых экономических полюсов и транспортным хабом мирового масштаба. Этим Россия способна обеспечить собственную безопасность, подтвердить статус великой державы, а также гаранта продовольственной безопасности и ускоренного развития государств-участников коридора.
Рассматриваются элементы подсистемы внутреннего водного транспорта, анализируется их текущее состояние и перспектива развития за счет обеспечения связанности с железнодорожным транспортом. Предложены варианты расположения речных портов-хабов, определены характеристики маршрутов судов по наиболее актуальным направлениям, используемого флота, обеспечивающего максимальную загрузку, рассчитаны прогнозные значения по объему перевозок.
ПРАВО
Анализируется законодательство в сфере городского пассажирского транспорта. Отмечаются его достоинства и недостатки. Делается вывод о необходимости разработки законопроекта, который создал бы комплексную систему транспортного обслуживания населения, в частности, обеспечив изменение приоритетов формирования транспортной и инвестиционной политики от преимущественной ориентации на личные автомобили к более полному использованию общественного транспорта и средств индивидуальной мобильности.
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Выполнен сравнительный анализ тенденций развития традиционной и высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры. Изучена динамика развития двух типов железнодорожной инфраструктуры, их влияния на общество и мировую экономику. Рассматриваются примеры различных стран, которые сыграли ключевую роль в развитии как традиционных, так и высокоскоростных железнодорожных систем.
Проведен анализ процедуры государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров городским автотранспортом. Применена методика расчета и корректирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров в г.Симферополе. Расчет проведен методом экономически обоснованных расходов (затрат) с учетом минимально запланированного уровня рентабельности предприятия-перевозчика. Проведено сравнение с социально ориентированным (максимально приемлемым) тарифом на основе платежеспособного спроса населения.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Проведен анализ ДТП на железнодорожных переездах. Выявлено, что внедрение интеллектуальных транспортных систем позволит повысить эффективность и безопасность дорожного движения. Будущее железнодорожных переездов связано с тотальной цифровизацией, автоматизацией и переходом к принципу «нулевой аварийности». Обеспечение безопасности на железнодорожных переездах — это комплексная задача, требующая взаимодействия технических решений, нормативного регулирования, инфраструктурной модернизации и участия самих граждан.
ПЕРЕВОЗКИ
Целью работы является разработка эффективного метода повышения провозной способности Восточного полигона. Предложен метод повышения пропускной способности, основанный на увеличении интервала между пакетами поездов. Особенно актуальным его внедрение будет на Восточном полигоне, поскольку позволит улучшить использование пропускной способности в совокупности с техническими мероприятиями по ее повышению, тем самым открывая возможности для повышения качества транспортного обслуживания российских транспортно-логистических компаний.
ИНФРАСТРУКТУРА
Освещаются проблемы, встающие перед отраслью морских перевозок при внедрении технологий безэкипажного судоходства, в частности, вопросы подготовки портовой инфраструктуры. Раскрываются особенности приема и передачи управления морскими автономными надводными судами между центрами дистанционного управления и порта захода, а также взаимодействие автономных судов и буксиров, обеспечивающих их проводку, в том числе лоцманскую, и швартовку.
Предлагается методология и предложения для ее реализации по укладке временного железнодорожного пути на неподготовленной поверхности оперативного развертывания в условиях специальных операций и чрезвычайных ситуаций. Предлагаются отечественный, не имеющий аналогов в мире, запатентованный в России способ формирования такого железнодорожного пути и конструкции устройств для его реализации. Предложение основано на включении в конструкцию подрельсового основания вязкого элемента. Описываются технологии укладки на неподготовленную поверхность.
НАУКА И ТРАНСПОРТ
Представлены результаты моделирования динамического поведения тела машиниста на его рабочем месте при лобовом столкновении поезда с препятствием на железнодорожном пути. Поведение тела, в том числе возможность получения механических травм, прогнозируется с помощью 50‑процентильной виртуальной модели тела человека (мужчина, рост 1,75 м, масса 77 кг). Предлагается новый подход к повышению эффективности конструкционной защиты рабочего места машиниста посредством установки на нем подушек безопасности.
Приводятся разработанные авторами основные подходы к формированию и моделированию сигнала с диагностическими признаками дефектов на основе структурной схемы механизма. Представлены основные расчетные зависимости для описания вибрационного сигнала механизма с дефектами при наличии амплитудной и частотной модуляции. Изложены подходы к моделированию этапов разгона и торможения механизма, разработана методика моделирования шумовой составляющей сигнала. Описаны возможные области применения имитационного моделирования при проведении вибродиагностики, и дано краткое описание полученных результатов.
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНИКА
Рассмотрен вопрос предотвращения случаев отслоения резинового элемента от металлических обойм в сферическом резинометаллическом шарнире с продольным разъемом, применяемого на отечественных грузовых локомотивах. Предложено модернизировать выпускаемый резинометаллический шарнир путем изменения формы выемки, чтобы предотвратить перетекания резины в сторону свободных поверхностей, за счет дополнительной механической обработки выемки после вулканизации. В качестве перспективного решения предложено разработать модификацию сферического резинометаллического шарнира с радиальными разъемами наружной обоймы.
По результатам анализа эксплуатационных отказов длиннобазных вагонов-платформ с базой не менее 17 м на основе статистических данных за период с 2010 по 2020 гг. (по неисправностям в части возникновения трещин) определены элементы и узлы, наиболее часто повреждающиеся в эксплуатации. Оценена вероятность безотказной работы рам длиннобазных вагонов-платформ работы (по учитываемым видам отказа) в течение расчетного срока службы.
Обосновывается актуальность разработки комплексной стратегии диагностики по определению технического состояния поддерживающих конструкций контактной сети. Выполнен анализ существующих решений на действующих участках, сделан акцент на важность учета жизненного цикла поддерживающих конструкций при проведении их технического обслуживания. Представлена модель определения времени регулирования консолей контактной сети в процессе эксплуатации.
ГОРОД И ТРАНСПОРТ
Для оценки уровня шума транспорта в городе и разработки мер по его снижению предложен подход, основанный на агрегировании воздействий от различных источников, учете геометрических параметров генерального плана и траекторий движения автомобилей. Рассматривается моделирование шумового загрязнения от автомобильных дорог и его воздействия на здания, что позволяет предложить эффективные стратегии шумозащиты.
КАДРЫ
Разработана модель прогнозирования кадрового потенциала автотранспортного комплекса региона. В ней использованы элементы системы автоматизированного управления комбинированного типа. Модель базируется на значениях валовых региональных продуктов, содержит два контура обратной связи. Исходными данными являются не объемные показатели отрасли автомобильного транспорта, отражаемые в государственной статистической отчетности, а количество зарегистрированных автотранспортных средств в регионе, нормативное количество специалистов, приходящееся на одно автотранспортное средство с учетом категорий. Для конкретизации действия модели разработан алгоритм прогнозирования кадрового потенциала автотранспортного комплекса региона.
Проведен анализ и построение математических моделей в отрасли гражданской авиации при подборе персонала. Предлагается применение метода нечетких множеств в процессе подбора авиационного персонала, что позволяет эффективнее подбирать кандидатов с учетом наличия у них соответствующих параметров и требований к предполагаемой должности. Применение математической модели, основанной на нечетком множестве, позволяет создать гибкую и адаптивную систему, которая способна принимать решения на основе неясных или нечетко определенных данных.
РЕЦЕНЗИЯ
Непрерывное увеличение объемов подземного строительства и эффективное использование пространства ниже уровня земли давно являются мировым трендом и закономерностью современного этапа развития мегаполисов, как одни из ключевых способов превращения исторических кварталов городов и природных заповедников в экологически благоприятные, комфортные и привлекательные территории.
ISSN 2658-3674 (Online)








